az_pantarei

Categories:

\\\\

О послесловии Т. Я. Елизаренковой к переводу Ригведы

(РИГВЕДА. Мандалы I-V. М., 1989, с. 426-543). 

Несколько критических заметок. 

Данное послесловие, названное «РИГВЕДА» - ВЕЛИКОЕ НАЧАЛО ИНДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ, и которое на самом деле - не послесловие, а введение, достигшее размера целой книги, написано прекрасным языком, ритмической прозой, и скорее является поэмой. Вот ее начало:

«Индийская литература очень богата, разнообразна, разноязыка и насчитывает не менее трех с половиной тысячелетий. Многое потерялось во мгле времен навсегда, но начало ее, несомненно, - «Ригведа». 

Содержание и язык послесловия тщательно прорабатывались в течение многих лет и потому недостатки его не могут быть многочисленными. Их можно пересчитать по пальцам одной руки

1.«Точные науки, как математика и геометрия, берут свое начало из расчетов, связанных с построением алтаря, определенным образом ориентированного в отношении сторон света» (с.428). - Совершенно очевидно, что геометрия – часть математики, (т.е. математика – это род, а геометрия вид, входящий в род) и потому здесь логическое деление проведено неверно. Вероятно, под «математикой» подразумевается арифметика.

2.«Фауна РВ весьма разнообразна, в гимнах встречаются названия многочисленных животных, птиц, рептилий, насекомых» (с. 446). – Увы, здесь у Т. Я. классическая «хрестоматийная» ошибка, в которую странным образом впадают столь многие, даже специалисты по русскому языку и редактированию! Птицы, рептилии и насекомые - это всё животные. Животные – это род, а птицы и т.д. – это виды.

3.. «Из насекомых в РВ хорошо известна была пчела (более 5-ти названий), муравей (3 названия), муха, скорпион, гусеница» (с. 447). Скорпионне насекомое (насекомые это шестиногие существа с усиками). Скорпион внешне ракообразен (вытянутое тело и клешни), но в действительности относится к паукообразным (восемь ног). Что касается гусеницы, то это не взрослое насекомое, не насекомое в полном смысле, а червеобразная личинка бабочки, питающаяся растениями, обычно листьями. Именно об этом существе говорится в РВ, или же о подобном ему (червь, многоножка) хотелось бы знать точно. Скорее, не совсем правильно называть гусеницу насекомым. Аналогия: когда мы говорим «вода», то подразумеваем жидкость. Но лед, снег и водяной пар – это тоже вода, а вот водой их обычно не называют. 

4. (О социальных классах, или варнах в Древней Индии). «Социальные группировки назывались словом varna «цвет» (с.452). Есть вполне законный термин «социальная группа», группировка – имеет несколько специфический смысл (военная или политическая группировка), а также означает процесс (группирование). Какое основание для употребления «группировка» вместо «группа»? Неясно. 

5.(Для пятого пальца). Итак, Ригведа – начало индийской литературы и культуры. Конечно, выражение «начало литературы» - это слишком узко, поскольку Ригведа дает начало не только литературе. Но если сказать только «начало культуры», то исчезает конкретность смысла, ведь речь прежде всего о литературном памятнике. Потому хочется сказать и то и другое. Но все же! Если культура – кстати, только духовная или культура вообще, т. е. и материальная также? - то культура неизбежно включает и литературу, как свою часть. Так что не получаем ли выражение вроде «берёза и деревья»?  

------------------

Об органах действия (карма-индрии).

Заметка о книге Лысенко В. Г., перевод с санскрита труда классика вайшешики Прашастапады «Собрание характеристик категорий (падартха-дхарма-санграха)». М., 2005.

Работа научная, основательная и аккуратная. Прочел разделы, посвященные познанию. Недоумение вызвало лишь примечание 267 на с. 249: 

«В отличие от вайшешиков, буддисты исключали из числа индрий манас, а санхьяики, напротив, включали еще пять органов движения (кармендрии): ноги, руки, голову, органы деторождения и испражнения». 

1.На чем основано утверждение, что буддисты исключили манас? Он включается как шестая индрия (мано-индрия) в список двенадцати аятан (опор) и восемнадцати дхату. Его (манаса) объекты – дхармы (психические явления). Существуют чувственные сознания: зрительное и другие, и мано-виджняна, умственное (=шестое) сознание. 

2. «Органы движения». Обычно говорят об  органах действия. Это, пожалуй, правильнее. Карма – это действие. И это видно также из функций органов действия.

3. Порядок перечисления и органов познания (джняна-индрии), и органов действия не случаен. Например, органы познания связаны с пятью элементами (махабхута), которые перечисляют, начиная с акаши. Аналогично и органами действия.

4. Возьмем первоисточник. Садананда. Веданта-сара.(Сущность веданты). Раздел, описывающий «тонкое тело» (сукшма-шарира). Здесь, кстати, следует еще раз вспомнить, что индрии – это не органы чувств вообще (т.е. включая и анатомию), а психический аспект органов чувств (поскольку индрии описываются как элементы тонкого тела); то же относится и к органам действия. Итак, Веданта-сара: «кармендрияни ваак-пани-пада-пайу-упастха…». То есть органы действия – это орган речи (язык как орган речи - ваак), - а не голова! - руки, ноги, органы выделения, половой орган. 

5. Органы действия, как и органы познания, совершенно необходимы для жизни. Без них организм, личность или не могут существовать или являются неполноценными. Так, глухой (в древние времена) не мог освоить речь, что тогда означало и умственную неполноценность. Выделение органов действия было важным достижением индийской классификации элементов, составляющих живое существо, прежде всего человека. На Западе выделили органы чувств, но не органы действия. Последнее было случайным и парциальным. Например, Энгельс: рука (труд) создала человека. Моторика связана с уровнем познания. Чем более сложные движения совершает существо, тем более развит его интеллект, ум или нечто подобное. 

6. Передвижение и действия отличают животных и человека от растений, движения которых весьма ограничены. С движением связано восприятие несравненно большего количества информации и необходимости перерабатывать ее, и действовать в соответствии с этим. Развитие восприятия пространства и времени во многом вырабатывается благодаря передвижению тела и действиям рук. Младенец хватает то, что видит, руками и сует в рот. Познание – это захват и усвоение. Это прослеживается и в этимологии слов, обозначающих познание. Например, понимать – от слова «имать», иметь. То же со словом «память».

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.