az_pantarei

Categories:

СОЗНАНИЕ


Иван Николаевич БЕЛОНОГОВ Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Москва 


ТРИ УРОВНЯ СОЗНАНИЯ


 О сознании говорят. О сознании спорят. Спорят о наличии сознания у животных. В сознание приходят или пребывают в нём. Иногда говорят о сознании, подразумевая место, иногда — как о состоянии в связке с «бессознательным», иногда — о сознании как особой способности. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что слово «сознание» употребляется, как минимум, в трёх разных значениях. Если же три этих значения расположить по трём уровням, то окажется, что каждый последующий уровень образуется на базе предыдущего: 1) Сознание как поле сознания: Все, что мы воспринимаем и представляем, с необходимостью воспринимается и представляется в нашем сознании. Речь здесь, стало быть, о месте. И о времени, добавил бы И. Кант, ведь быть пространственным и временным — это, в первую очередь, свойство сознания, ибо напрямую внешний мир никому не дан. Феноменологи называют это трансцендентальным полем [1]. М.К. Мамардашвили — сферой сознания [2, с. 44– 59]. Нейрофизиологи расскажут о том, что все воспринятое рецепторами, органами чувств, в виде электрических импульсов поставляется в мозг, а он, в свою очередь, заново создаёт мир — изображение, звуки, ощущения, в том числе ощущение пространства и времени [3]. Назовём это первым уровнем сознания, ибо он включает в себя всё. Потому Делёз, интерпретируя Спинозу, говорит об аффекте (чувстве) и идее как двух видах мысли [4, с. 9–11]. Поскольку любое восприятие это, в том числе, процесс в мозге, постольку всё, что мы чувствуем, ощущаем и воспринимаем — это тоже мысли. Так же и любое движение тела, в конечном счете, мысль. Тело-сознание и мысль-мир [5, с. 18].  ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РАН 13 2) Сознание как осознание: Но о чём, в таком случае, спрашивают, когда спрашивают «в сознании ли вы?». Выпавший из сознания — обморочный, пьяный или просто не слишком сознательный — потерявший ориентацию во времени или пространстве, не понимающий, где, с кем, что к чему и кто есть кто. На этом, втором, уровне появляется деление на осознанное/неосознанное: чтото из воспринятого осталось незамеченным, неотмеченным или непонятым. Осознавать — значит расставлять ярлыки, маркеры — кто свой, кто чужой, где дом, что еда, а что просто бессмысленные вещи — это различает и животное. Возможные действия и прошлые воспоминания привязываются к вещам и местам — так мир становится понятным и знакомым, осмысленным. Действия, связанные с вещами и местами, выстраиваются в цепочки, ведущие к целям (несомненно, у каждого своим), так деятельность становится сознательной. Различные цепочки пересекают друг друга, формируя сеть — систему из мест и дат для ориентации в пространстве и времени, план действий для достижения целей, соотношение лиц, социальных ролей и статусов для ориентации в обществе и т.д. У каждого свои интересы, вводящие в сети ранги и расставляющие приоритеты — так образуются иерархии. Любая подобная схема строится на различиях, различия комбинируются в пары, принимая форму оппозиций (право / лево, верх / низ), в троичные связки (свой / чужой / нейтрал, сырое / приготовленное / тухлое, глубина / поверхность / высота), или в более сложные совокупности из множества элементов (палитра цветов, дорожные знаки). Осознавать значит различать, чтобы ориентироваться, дабы понимать. 3) Сознание как самосознание: Людям, в их отличие от других животных, свойственно к тому же отдавать себе отчёт. Себе, ибо таковы правила социума, утверждающие, что, кроме окружающего мира, каждому человеку необходимо осознавать и себя. Встраивать себя, наряду со всеми остальными маркированными объектами, в сети и структуры, дабы определить свой статус в них. Познают себя так же, как и любой другой объект в мире: Ж.Лакан говорит о «стадии зеркала» — этапе в жизни, когда индивид встречает своё отражение и получает возможность смотреть на себя со стороны [6, c. 508–516]. А вместе с образом себя возникает множество насущных вопросов — «кто я?», «чего я хочу?», «что значит “я есть”?» и вечное чувство неудовлетворённости ответами. Появляется возможность добавить к каждому своему действию ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 14 или мысли «я»: «я думаю», «я делаю» — то, что Кант назвал Трансцендентальным Единством Апперцепции [7, с. 128]. К связке между словом «я» и запомненным образом себя начинают добавляться различные характеристики и оценки. Так определяют себя и своё место. Индивид начинает перманентно отдавать себе отчёт. По мере роста этой структуры происходит закрепление связи с языком, словами. Помимо мышления аффектами и манипуляции идей в представлении возникает то, что называется «внутренний монолог» — постоянное беззвучное проговаривание (которое, при этом, всё равно сопровождается микродвижениями языка). Таков третий уровень сознания — рефлексия, самосознание. Осознавать себя как мыслящего и существующего — таков классический субъект, введённый Декартом, имя коему — Cogito. Именно на этом уровне возникает психоаналитическое бессознательное. Правила социума заставляют индивида надевать «маску», скрывая под ней то, что в обществе считается запретным или неприличным. Из такого скрытого, забытого самим индивидом и формируется бессознательное: то, что не пропускает в сознание внутренняя цензура, Супер-Эго или Большой Другой. ЛИТЕРАТУРА 1. Сартр Ж.-П. Трансценденция Эго. Набросок феноменологического описания. М.: МОДЕРН, 2011. 160 с. 2. Мамардашвили M.K., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с. 3. Дойдж Н. Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. М.: Эксмо, 2010. 539 с. 4. Делёз Ж. Лекции о Спинозе. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 216 с. 5. Ларюэль Ф. Словарь нефилософии // Синий диван. Философскотеоретический журнал. 2013. Вып. 18. М.: «Три квадрата», 2013. С. 7–30. 6. Лакан Ж. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (Семинар, Книга II [1954 / 55]). М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2009. 520 с. 7. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2008. 736 с.  ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ Р

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.