az_pantarei (az_pantarei) wrote,
az_pantarei
az_pantarei

Categories:

ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, УМ? (ЧИТТА)

Возникают проблемы с переводом самых основных терминов буддизма и индуизма на русский язык.  Похоже на то, что затруднения не только в самих текстах, но и в психологической эрудиции переводчика. (Об этом я говорил здесь чуть ниже). Mind в буддийских текстах, конечно, лучше переводить как "ум", а не "сознание". Надо сказать,конечно, при этом, что "майнд" более адекватный перевод,чем ум и сознание. "Майнд" - слово предельно широкое по своему значению, это "психика". 

В "Йога-сутре " Патанджали не следует переводить"читту" как сознание. Тем более что сознание - это знание плюс ясность, а у Патанджали (и в Санкхье) прямо утверждается, что читта как производнаяот практити - бессознательна. Она отражает Сознание-Пурушу.

Ниже - новый, расширенный вариант моей статьи "Сознание или ум?".
 

 

СОЗНАНИЕ ИЛИ УМ?

            (о выборе терминов для переводов буддийских текстов)

Антиэпиграф: Заглянув в только что изданный "Человек. Философско-энциклопедический словарь", к удивлению своему, статей "ум" и "сознание" я в нем не обнаружил(!).

--------

                  I. Аксиомы

                        1. Ни на Западе, ни в России нет никакой авторитетной школы или традиции, следуя которой мы с уверенностью можем выбрать адекватные термины для переводов.

                        2. Термины вводятся сознательно и потому условны: авторы терминов до некоторой степени сами определяют их значение. (Но при этом все же следует как можно меньше отрываться от живого языка).

                   II. Исходные данные

                        1. Термины первоисточников:

                        На санскрите:   1.читта,  2. манас,   3.виджняна.

                        На тибетском (соответственно):  1.семс,    2. йид,   3. рнам.шес.

                                               2. Итак, санскритскому "читта" соответствует тибетское "семс".  "Читта" означает: восприятие;  мышление, разум (Vernunft), ум (Geist), сознание; сердце, нрав, характер (Gemüt); память; намерение, воля (Wille), желание, т.е. это ПСИХИКА ВООБЩЕ, психика-в-целом (в отличие от тела). Буддийские пять скандх (= "живое существо") обозначаются также и термином "нама-рупа", т.е. буквально "психика-и-тело". "Живое существо" по-тибетски – "семс.чан", т.е. "то, что обладает психикой". (Таким образом, объекты неживой природы, а также растения, не обладающие нервной системой к «семс.чан» не относятся. Но к «семс.чан» не относится и состояние «будда»! Будда – это корабль, ушедший за горизонт самсары, за пределы обусловленных дхарм, «слагающих» живое существо).

                        ТАКИМ ОБРАЗОМ, НАИБОЛЕЕ АДЕКВАТНЫЙ ПЕРЕВОД СЛОВА "ЧИТТА" – ЭТО НЕ "УМ" И НЕ "СОЗНАНИЕ", А "ПСИХИКА", "ПСИХЕ", "ДУША". К сожалению, эти слова малоупотребительны (а "душа", к тому же, несет христианскую "нагрузку").

                        Синоним "читты" - "манас". В первоисточниках, например в Дхаммападе, именно эти два термина применяются постоянно: в первых двух ее строфах и далее во многих местах, а третья глава Дхаммапады называется "Глава о читте". Слово же "виджняна" ("сознание", а точнее, "распознавание") найти трудно – термин малоупотребителен в буддийских первоисточниках. Его нет ни в "Четырех Истинах", ни в "Восьмеричном Пути", ни даже в списке 37 факторов Пробуждения. Если исключить буддийскую школу "Виджнянавада", то термин "виджняна" появляется почти исключительно(?) в связи с пятой скандхой, которая и обозначается этим термином. Но это как раз и показывает, что термин "сознание" не охватывает всю психику.

III. Каково значение слов "ум" и "сознание"?

Если мы просмотрим английские, немецкие и русские толковые словари, а также психологические тексты, то увидим, что "ум" и " сознание" синонимичны. Английское mind (в широком смысле) приблизительно совпадает с "читтой", но mind употребляется также и в узком смысле, т.е. как "ум" в противоположность "сердцу". Немцы в буддийских переводах употребляют слово Geist (ум) и реже Bewusstsein (сознание).

                        Ум (в русском языке) – способность мышления, познания и понимания. Но мышлением проникнуты все наши проявления: например, мы видим не столько глазами, сколько умом.

                        Сознание – способность осмысленно воспринимать окружающее. Сознание – это знание и ясность ("свет"). Ум проявляется, прежде всего, в процессах мышления, сознание же - больше в результате (ясное знание). Сознанию свойственна непосредственность. Сознавать (понимать) значит "видеть", непосредственно ощущать собственное существование, звуки, внешние предметы, внутренние состояния, смысл слова или фразы. Мы говорим "сознание вины", но не можем сказать "ум вины". Сознание связано с отношением "субъект-объект",  сознание почти всегда есть сознание чего-то (см. описание пятой скандхи). Есть сознание зрительное, слуховое; умственное (мано-виджняна), т.е. восприятие умом. Отсюда опять же видно, что "сознание" - лишь один из аспектов психики, ума: ведь, кроме восприятия, ум обладает и другими функциями.

IV. Применение термина

 

НЕСМОТРЯ НА СИНОНИМИЧНОСТЬ "УМА" И "СОЗНАНИЯ", ПЕРЕВОДИТЬ "СОЗНАНИЕМ" "МАНАС" ИЛИ "ЧИТТУ" (Т.Е. ОБЪЕКТ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ В БУДДИЗМЕ) МЕНЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО. (То есть лучше «ум», чем «сознание).

                        Аргументы:

1. Терминологическое неудобство. Кроме "сознания", существует самосознание, сверхсознание, бессознательное, подсознание, неосознаваемое и потому мы приходим к терминологической абсурдистике – бессознательному  сознанию: S = S + (-S).

2. Этот термин, как уже сказано, неупотребителен в самих буддийских первоисточниках. Он применяется в узком значении, специализирован.

3. Слово "сознание" малоупотребительно и не имеет глубоких корней в русском языке. Нет ни одной пословицы-поговорки с этим словом. Да и в литературном языке оно редкость, в отличие от "ума" или его синонима "головы". Логика, даже гегелевская, не применяет этого термина (!), так что мышление, ум есть нечто отличное от сознания. Не применяется этот термин и в трудах по духовной практике, христианской аскетике (см., например, книгу «Невидимая брань»), где говорится не о сознании, а об уме, воле, помыслах и страстях. "Сознание" употребительно в идеологизированной политике, психологии, психиатрии и философии. Да и то: этого слова не существовало, кажется, в классической античной философии (?).

------------------------

      прочем, еще стоики (на рубеже н. э.) считали, «что у человека есть знание об общем состоянии его душевной жизни. Это знание стали называть «сознанием», словом, образованным еще Демокритом в одном из его знаменитых изречений (фрагмент 297)».  (М. Дессуар. Очерк истории психологии. М., Минск. 2002. С. 43).

---------------------------------------------------------------------

      Оно было создано, вероятно, христианскими богословами (во всяком случае, явно востребовано ими), а затем из латинского перешло в другие европейские языки (в русский позже остальных).

---------------------------------

                       Естественно, что это слово – conscientia (лат.) – несет христианские  коннотации. Оно означает "совместное знание", "(само)сознание" и "совесть" (а также "сообщники"). Некто сознательно (т.е. намеренно) совершает грех и затем сознается (т.е. признается) в содеянном; угрызения совести (conscientia во мн. ч. означает "угрызения совести")  приводят его к исповеди и покаянию. Ясно, что "ум", "мышление" свободны от подобного идеологического, христианского и морально-юридического привкуса. Ум нейтрален и беспартиен. И очень важно, чтобы термин имел глубокие корни в родном языке и пробуждал многочисленные ассоциации, связанные с духовной практикой (а не с посторонней идеологией), не скользил по поверхности сознания и не отскакивал от ума, как горох от стенки.

----------------------------------------------

4. Но хотя ум, в отличие от сознания, менее экспансивен и более скромен, он обладает признанным свойством представлять не только самого себя, но обозначать и личность в целом. Мы говорим "великие умы Европы", но не можем сказать "великие сознания". Вероятно, этому препятствует то, что "сознание" - среднего рода. Но чтобы обозначать человека, оно должно быть мужского. "Бесполость" сознания не случайна: она указывает на то, что сознание – нечто абстрактное, аспект, свойство, сопровождающее многие психические процессы: мышление и т.д., но само оно не является этим процессом (как цвет присущ предметам, но не существует сам по себе, независимо от них). Это видно и из того, что логика (т.е. наука о мышлении) вообще не нуждается в термине "сознание" и не применяет его (как уже упоминалось). Таким образом, "ум" по степени своей применимости приближается к универсальной применимости местоимения "я", хотя все еще далеко отстоит от него.

      Мы вообще редко применяем общие психологические термины (такие как "психика" или "сознание"), а обычно берем слова с более узким значением и,  используя возвратное или личное местоимение, делаем объектом осознания, осмысления или воздействия отдельные процессы или же, напротив, себя целиком. Мы говорим: "я думаю, осознаю, чувствую, хочу; я должен познать себя, изменить себя".

--------------------------

P.S. Существует мнение, что "виджняна" - тоже не сознание (вопреки обычному переводу), а явление высокого уровня, достигаемое йогической (медитативной?) практикой. Как кажется, наиболее к слову и понятию "сознание" (даже по своей структуре) приближается "самджня" (третья скандха). Префикс "сам" придает слову значение направленности, ограничения или совместности, а "джня", как легко догадаться, означает "знание". Хотя "самджня" переводится как восприятие, представление, понятие, различение, распознавание (perception, idea, image, concept, recognition), но, судя по определению-описанию, это – осознание, определенное знание, когда мы, например, четко (однозначно) осознаем, что это зеленое, а не синее или желтое, что это мужчина, а не женщина и т.п. К тому же, в выражениях (на санскрите) "потерять сознание", "обрести сознание" (="прийти в себя") употребляется именно слово "самджня", а не "виджняна". Но опять-таки "самджня" не может быть обозначением всей психики, а только, как видим, одного из проявлений ее.

 

P.P.S.  Геше Джампа Тинлей о "сознании" и "уме" (в кн. "Ум и Пустота", М., 1999, с.32):

                        Вопрос: Скажите, пожалуйста, есть ли разница между "умом" и "сознанием"?
                        Ответ: В буддийской терминологии это одно и то же (!!!).

                                                                                      Борис Загуменнов, 2000-2009 гг.

 

 

 

 

P.P.P.S.  ИНДУИСТСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ.

 

1.Давно замечено впечатляющее сходство многих концепций «Йога-сутры» Патанджали и ранней махаяны.

       Читта – центральное понятие «Йога-сутры». Патанджали определяет йогу как «читта-вритти-ниродха» (1,2), т. е. «как прекращение модификаций психики». Модификации  перечисляются и определяются – это чувственное восприятие, корректное мышление, вербальные структуры (шабда), заблуждения (неадекватные понимание и реакции: неведение, страсть, ненависть), пустые образы и понятия, состояния сна и сновидений, память. Как видим, «читта» включает буквально все, что является предметом психологии. Перечисление идет от поверхностного и осознанного к глубинному и неосознаваемому.

 

Исходя из всего сказанного, вряд ли правильно переводить йогасутровскую «читту» как сознание. Словарное значение слова – не основание, ведь, как мы видели (см. начало статьи), слово «читта» - не только «сознание», оно предельно многозначно. Кроме того, в переводе термина стоит исходить из контекста. А он предельно ясно очерчен в Йога-сутре, читта описана во всех своих проявлениях. Стоит исходить не только из словарного значения термина, но из того в каком смысле (и какое содержание у него) в самом тексте оригинала. И перевод «сознание» выглядит несколько примитивно с учетом того, что со времен марксизма, который употреблял слово «сознание» а как обозначение всего психического и духовного (бытие и сознание), прошло уже немало времени, за которое психология (исследование бессознательного) и философия на Западе сделали все-таки некоторые шаги, а также заметно продвинулись познание индуизма и буддизма. В свете  этого термины «сознание» (а также обозначение индийских даршан словом «философия») выглядит упрощением, к которому так склонен прямолинейный рационализм и сциентизм. Думается, что Восток, как «дело тонкое» достоин более тонкого подхода. 

 

      2.  В буддизме пять скандх, составляющих живое существо – это рупа («цвето-форма»),  ведана (ощущения), самджня (осознанное восприятие и представление), самскара («кармические силы»: страсти…) и виджняна («сознание»). Как видим, последние четыре скандхи вполне соответствуют в своей совокупности тому, что в йоге называется «читта», при этом сознание составляет лишь один из аспектов общего психического состава живого существа.

 

 

3. В адвайта-веданте, согласно «Сущности веданты» Садананды, в сложной и стройной структуре живого существа (пять оболочек), психика в основном описывается как экзопсихика  (восприятие посредством органов познания) и эндопсихика (антах-карана, внутренний орган), которая проявляется в четырех аспектах: буддхи (разум, высший уровень психики), манас (ум), читта (часто переводится как подсознание) и  ахамкара («я-концепция»).  Как видим, читта употребляется здесь в узком смысле, как один из аспектов психики. Что касается сознания (виджняна), то оно относится к функции буддхи;  буддхи проявляется как достоверное и несомненное знание.

 

4.  Не следует также отождествлять слова «читта» и «чит», это разные слова. Когда же говорится «Бытие-сознание-блаженство (сат-чит-ананда), то ведь хорошо известно, что это адвайтисткое обозначение абсолюта. То есть того, что находится за пределами всякого известного нам  сознания.  То есть в лучшем случае это сверхсознание.

 
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • PANTA REI 10 2021

    ПАНТА РЭЙ, октябрь 2021 Если он не ожидает неожиданного, то не найдет сокровенного и трудно находимого Гераклит --------------------…

  • \\\

    "Оговорка по Фрейду" - вот всё, что осталось в народе от Фрейда. :))

  • ПАНТА РЭЙ, сентябрь 2021

    ====----------------- 1.Итак, теперь особенно ясно, что демократия западного типа работает лишь в немногих странах. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments